Первый шаг к сотрудничеству
15 апреля Тутаевский моторный завод посетили представители одной из крупнейших промышленных мировых компаний — немецкого концерна «Либхерр».
Руководство концерна прорабатывает возможность производства и сборки в России дизельных двигателей собственной конструкции для своей самоходной техники, в том числе с привлечением российских производителей моторов.
В городе Дзержинске Нижегородской области концерн «Либхерр» строит завод. По словам генерального директора «Либхерр-Компоненты и Технологии» Г. Шварца, в первом корпусе будет располагаться производство компонентов для авиационной промышленности, во втором — изготавливаться дорожно-строительная техника, а в третьем планируется разместить производство дизельных двигателей для этой техники. Поэтому визит на ТМЗ топ-менеджеров фирмы «Либхерр» можно рассматривать как поиск партнеров в производстве дизельных двигателей на территории России. Причем в последние годы философия концерна в выпуске двигателей поменялась. Раньше двигателями собственного изготовления оснащалась только произведенная «Либхерром» техника, теперь со своими дизелями «Либхерр» планирует выйти на открытый рынок. Утром 15 апреля состоялась встреча немецких промышленников с заместителем губернатора Ярославской области Игорем Елфимовым. Они узнали, какие планы связывает правительство области с Тутаевским моторным заводом.
Гостям было предложено осмотреть любой из технологических переделов завода. Они выбрали литейное производство, кузницу, сборку и испытание двигателей, механическую обработку. На ТМЗ немецкие промышленники провели более пяти часов.
Живой интерес гостей вызвало кузнечное производство. Для изготовления двигателей в России «Либхерру» понадобятся шатуны, распределительные валы, коленвалы и другие заготовки, поэтому гости поинтересовались, в каких объемах может ТМЗ поставлять такие детали. Немало внимания уделили сборке и станции испытания двигателей. Порадовало гостей, что на участке обрабатывающих центров в цехе запасных частей работает станок фирмы «Либхерр».
— Завод был рассчитан на производство 40 тысяч двигателей в год, — рассказал гостям исполнительный директор ОАО «ТМЗ» Виталий Грибанов на совещании после осмотра производственных цехов, — но, к сожалению, ситуация изменилась. Теперь мы имеем площади, неадекватные выпуску продукции. В последние годы мы пытаемся превратить эти минусы в плюсы, приглашаем партнеров, создаем им необходимые условия. Пример такого партнерства — ООО «Сааргуми-Русланд» — вы видели сами. Скоро там начнется производство. Разработана программа реинжиниринга нашего завода. Она включает три направления: развитие литейного производства, разработка и запуск в производство новых коробок передач, совершенствование существующей конструкции двигателя и выход на другой мощностной диапазон — от 800 л.с. и выше. К сожалению, кризис помешал планомерному претворению в жизнь этой программы. Но начало ее реализации положено, приобретено новое оборудование, в том числе и фирмы «Либхерр». Мы с оптимизмом смотрим в будущее и думаем, что нам удастся выполнить наши задачи. Ваша компания широко известна в России. Мы высоко ценим интерес, проявленный «Либхерр» к нашему заводу. Мы открыты к сотрудничеству и сделаем все, чтобы первая встреча не оказалась последней.
— Есть несколько причин, почему сегодня мы здесь оказались, — сказал г-н Г. Шварц. — Во-первых, вы наши коллеги, вы занимаетесь моторным производством. И это одна из причин, почему нам надо поближе познакомиться. Во-вторых, мы можем рассмотреть наши дальнейшие планы совместной работы. Мы признательны, что вы ничего не скрывали. Здесь очень дружелюбная атмосфера. И мы с удовольствием приглашаем вас посетить наш завод в Швейцарии. Мы покажем, что имеем и чего достигли. Лучшее знакомство друг с другом — это предпосылка совместной работы.
Технический директор моторного завода «Либхерр-Машинен Бюль» Х. Варас рассказал о дизельном производстве «Либхерр» в Швейцарии. Завод выпускает в год 10 тысяч моторов, из них тяжелых моторов — около тысячи. На заводе работает 680 сотрудников. Производственный цикл начинается с научно-исследовательских разработок и заканчивается продажей и сервисным обслуживанием. Для своих двигателей самостоятельно завод изготавливает только блок и картер маховика. Остальное приобретает у поставщиков. С 2011 года все моторы «Либхерр» будут оснащены собственной топливной аппаратурой, включая электронный блок.
— Мы открыты к диалогу и совместной работе, — сказал г-н Г. Шварц. — Нас очень дисциплинирует и подталкивает европейское законодательство по выхлопным газам. Мы вынуждены заниматься постоянным улучшением конструкции двигателя и его характеристик. Готовы выслушать ваши идеи. Для нас в России будут представлять интерес детали двигателя. Для вас может быть интересна топливная аппаратура и электроника. Мы можем быть полезны друг другу. Готовы еще раз встретиться и обсудить варианты.
— Уверен, что первая встреча — далеко не последняя, — сказал исполнительный директор ОАО «ТМЗ» Виталий Грибанов. — Она должна положить начало плодотворному, долговременному и взаимовыгодному сотрудничеству. Хотелось бы, чтобы наши контакты в ближайшем будущем перешли в практическую фазу.
На встрече главных специалистов ТМЗ с представителями концерна «Либхерр» присутствовали советник генерального директора ОАО «КАМАЗ» Николай Пронин, технический директор ОАО «МАЗ» Игорь Анушкевич, заместитель генерального директора «Линотех плюс» Александр Погосов. Они также высоко оценили уровень и атмосферу прошедших переговоров.
— Перед ТМЗ возможное сотрудничество с «Либхерр» открывает большие перспективы, — сказал Александр Погосов.