8 800 700-05-95 Все контакты

C 9:00 до 20:00. Звонок по РФ бесплатный

Интервью с генеральным директором ММЗ

03.10.2008 #ММЗ

Николай ЛОБАЧ:
«Точкой опоры стал коллектив моторостроителей»

Минскому моторному заводу — 45. Кому-то, возможно, эта дата не покажется особо внушительной. Но ведь главное не в цифре, а в другом — все знают, сколь богата на события история моторного. Из небольшого предприятия, которое должно было обеспечивать двигателями только минский тракторный, завод вырос в крупное объединение, которое поставляет половину своей продукции за пределы страны. Конечно, добиться этого было нелегко, были взлеты и падения…

- Николай Иванович, 9 лет назад вы возглавили наше предприятие в не самое благоприятное время — дороги завода были уставлены нереализованными двигателями, потребители вовремя не рассчитывались за моторы, заработная плата моторостроителей была мизерной. Что, на ваш взгляд, сыграло главную роль в том, что завод не только вернул утраченные позиции, но и расширил рынки сбыта?

- Даже в те нелегкие времена было понятно, что потенциал у завода хороший. Наряду с тракторными были уже созданы автомобильные двигатели. Конструкторы продолжали работу над новыми модификациями моторов: автобусных, комбайновых, для энергоустановок и дорожной техники. Поверило в наши силы и руководство страны — Президент А. Г. Лукашенко, побывав трижды на предприятии, проанализировав его возможности, поставил перед нами серьезные задачи. Думаю, он не сомневался в том, что мы справимся. И мы ускорили работы по созданию новых двигателей, начали искать потребителей, устанавливать партнерские связи с предприятиями других стран.

- Архимеду приписывают выражение: дайте мне точку опоры — и я переверну мир. А вы чувствовали, что у вас есть надежная точка опоры?

- Этой точкой опоры стал весь коллектив моторостроителей. Объединив усилия всех служб — производственных, инженерно-технических, экономических, коммерческих, кадровых, — мы смогли правильно сориентироваться на рынках сбыта, определить приоритеты и выпускать продукцию, которая как в качественном, так и в ценовом диапазонах является конкурентоспособной. Я сейчас назову только несколько фамилий моторостроителей, которые олицетворяют плодотворную работу всего коллектива. Это слесарь экспериментального цеха Валентин Головня, слесарь-сборщик цеха сборки и испытания моторов Галина Кондратович, мастер цеха алюминиевого литья Елена Булавко, заместитель начальника шестого механического цеха Владимир Баешко, инженеры-конструкторы отдела главного конструктора Василий Печань, Алексей Иванов, начальник техлаборатории отдела главного технолога Иван Ионов, ведущий экономист отдела закупок Юрий Шавлюк и многие другие. За профессиональное мастерство и достижение высоких производственных показателей работники нашего завода не однажды представлялись к высоким государственным наградам. В этом году накануне Дня Независимости 10 моторостроителей получили ордена и медали из рук Президента нашей страны.

- Так уж повелось, что в юбилейные даты принято говорить о самых значимых достижениях юбиляра. Какие из достижений нашего коллектива вы считаете наиболее важными?

- Без сомнения, это те, которые позволяют моторостроителям идти в ногу с требованиями времени и наших потребителей. В конце прошлого года мы разработали и запустили в серийное производство двигатели, отвечающие европейским экологическим стандартам Евро-3. Сегодня мы обеспечиваем ими все сборочные конвейеры наших партнеров из России. Созданы высокофорсированные двигатели мощностью 300 — 350 л.с., которые в составе техники МТЗ, «Гомсельмаша», «Лидагропроммаша» уже работают на полях страны. По итогам работы за 2006 год мы перешагнули 100-тысячный рубеж производства двигателей. В прошлом году реализовано более 130 тысяч моторов. Наконец, наши конструкторы первыми на постсоветском пространстве разработали двигатель нового поколения стандарта Евро-4. Его презентация состоялась в конце прошлого года.

- За последние годы моторный заметно преобразился. И не только внешним обликом. Серьезные изменения происходят и на производстве: техперевооружению у нас уделяется немало внимания. Расскажите, об этом подробнее.

- Новая гамма двигателей, ориентированных на современный рынок, необходимость быстро реагировать на его спрос заставили нас обновлять и переориентировать производственные мощности, разрабатывать новые гибкие технологии, создавать заводскую электронную сеть с внедрением программ автоматизированного проектирования, планирования, учета, контроля. Мы активно внедряем высокопроизводительное оборудование с системами ЧПУ ведущих мировых фирм, позволяющее изготавливать детали высокого качества, в короткие сроки, с минимальными затратами на подготовку производства. К примеру, в прошлом году инвестиции в основной капитал у нас составили более 22 миллиардов рублей. Мы создали мощности для постановки на производство двигателей стандарта Евро-3 и нарастили мощности по выпуску шестицилиндровых двигателей, в частности, Д-262/Д-263. Для решения этих задач было приобретено 36 единиц современного оборудования.

- Мозг любого производства — это его инженерно-технический персонал. Последние разработки наших конструкторов доказали, что он у нас функционирует стабильно. Какие перспективные задачи сегодня стоят перед инженерными службами предприятия?

- В ближайшей перспективе — дальнейшее наращивание мощностей по выпуску двигателей Д-262/Д-263, поставка на серийное производство двигателей стандарта Tier 3A, организация производства восьмицилиндровых дизелей мощностью от 425 л.с. Предстоит нам и разработка технологии изготовления двигателя нового поколения — Д-249, отвечающего стандарту Евро-4/5. Создание мощностей для его производства потребует поиска новых производственных площадей и больших капитальных вложений.

- Новые разработки — это наше будущее, и, конечно же, оно связано с потребителями. С кем из них партнерские связи развиваются стабильно и перспективно? С кем мы уверенно говорим о новых совместных разработках и планах на будущее?

- В первую очередь, это наш основной потребитель — Минский тракторный завод. Для него мы выпускаем широкую гамму 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей мощностью от 75 до 300 л.с. Освоили производство двигателей, соответствующих экологическим нормам Tier 3A, на которых применена топливоподающая система типа «Common Rail» с электронным управлением. Активно работаем с «Амкодором», МАЗом, «Гомсельмашем», «Лидагропроммашем». Началось сотрудничество с БелАЗом. Среди зарубежных потребителей лидируют предприятия «Группы ГАЗ». На их долю приходится около 25 процентов общего объема реализуемой продукции. К примеру, Горьковскому автомобильному заводу в прошлом году мы отправили 24 тысячи двигателей. Стабильно работаем с такими заводами, как павловский автобусный, московский имени Лихачева, тверской экскаваторный, «Ростсельмаш» и другими. Развиваем связи с предприятиями Украины, Казахстана. Немало отправляем двигателей и в страны дальнего зарубежья.

- Заводские специалисты начали часто выезжать в командировки за границу. Как руководитель, отправляя их за рубеж, вы, наверное, преследуете далеко идущие цели?

- Чтобы вывести предприятие на уровень европейских стандартов, недостаточно перевооружить его современным оборудованием и навести порядок в цехах. Необходимо, чтобы работники завода поменяли свое отношение к соблюдению техники безопасности, к культуре производства, к экономии всех ресурсов и многим другим вопросам организации производства. Отправляя руководителей подразделений и ведущих специалистов в командировки на передовые предприятия стран Европы, я надеюсь, что они смогут по-другому, по-европейски, посмотреть и на организацию работы своих подразделений.

- Благополучие моторостроителей напрямую связано с материальным положением предприятия, в каких направлениях будет развиваться социальная сфера завода?

- В течение последних лет мы провели реконструкцию и капитальный ремонт практически всех объектов комбината общественного питания завода. Продуктивно работают мясоперерабатывающий участок и теплица. Большая часть гардеробов, душевых тоже отремонтирована, эти работы будут продолжаться. Однако, по моему убеждению, главный показатель благополучия моторостроителей — это заработная плата. Мы регулярно повышаем тарифные ставки и оклады работников предприятия. В прошлом году их повышение проводилось трижды. В этом году уже дважды. К тому же мы повысили надбавки по контракту и размер премии за основные результаты работы и хозяйственной деятельности. Для стимулирования труда предусмотрены надбавки к тарифным ставкам и окладам: за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, сложность и напряженность работы. Это далеко не весь перечень способов материального поощрения наших заводчан. Но вывод можно сделать и исходя из перечисленного: у нас есть все условия, чтобы за свой плодотворный труд получать достойную заработную плату.

Беседовала
Нелли МЕЛЬНИЧЕНКО.

Другие новости

Двигатель Р6: пять лет на конвейере
23.12.2022 | Автопром

Пять лет назад, в декабре 2017 года, на «КАМАЗе» были торжественно завершены работы по организации производства семейства шестицилиндровых рядных двигателей КАМАЗ Р6. На линию сборки были заложены первые двигатели КАМАЗ 910.10.

Электробус КАМАЗ - в числе лучших товаров Татарстана
19.12.2022 | Автопром

Электробус КАМАЗ-6282 с улучшенными характеристиками признан лауреатом регионального этапа конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Награждение победителей конкурса состоялось в минувший четверг, 15 декабря, в Торгово-промышленной палате республики.

Автопарк «КАМАЗа» пополнился новой снегоуборочной спецтехникой
17.12.2022 | Автопром

Департамент спецтехники и содержания автодорог «КАМАЗа» пополнил свой автопарк новыми машинами для своевременной ликвидации последствий обильных снегопадов, буранов, обледенения.

Дни открытых дверей на ПРЗ
15.12.2022 | Автопром

На прессово-рамном заводе «КАМАЗа» прошли Дни открытых дверей. Завод, где созданы все условия для профессионального развития будущих рабочих и инженеров, на неделю распахнул свои двери для учащихся колледжей и студентов.